Дорамабум

«Сланцевая революция» теряет свой лоск

У «сланцевой революции» развития альтернативных источников энергии есть две стороны. По мере того, как эксперты все пристальнее всматриваются в проблему целесообразности сланцевых проектов, под вопрос ставятся такие утверждения как низкая цена и экологическая безопасность.

В то время, как расположенное в Париже Международное Энергетическое Агентство (МЭА) с надеждой смотрит на сланцевую нефтедобычу, заявляя, что альтернативный энергетический ресурс поможет Соединенным Штатам стать к 2030 году экспортером нефти и добиться энергетической независимости к 2035 году, эксперты продолжают ставить под сомнение преимущества данного способа добычи.

Среди недостатков данного способа одним из главных является высокая стоимость добычи. Процесс включает в себя разрыв гидравлических слоев, который крайне дорог, по крайней мере, сегодня.

Цена добычи сланцевого газа по существующей технологии составит примерно 125 долларов США за тысячу кубометров, в то время как цена природного газа в Соединенных Штатах составляет примерно 80 долларов США за 1’000 кубических метров.

«Вторая проблема состоит в том, что никто не думает о снижении добычи в резервуарах с нефтью. Я рассмотрел этот вопрос. Темпы снижения добычи крайне велики. На сланце Eagleford, который считается родоначальником всех сланцевых месторождений, ежегодный спад объема производства составляет 42%», утверждает Билл Пауэрс, автор книги «Развенчивая миф о добыче природного газа». «Им придется бурить сотни, если не тысячи новых скважин каждый год, для поддержания текущего уровня добычи. Лишь для одного месторождения затраты составят 10-12 млрд долларов в год. Если подсчитать все эти средства, то получится, что для спасения своего банковского сектора Соединенные Штаты потратили меньше средств», заключает Пауэрс.

Другим вопросом является миф об экологической безопасности сланцевой добычи углеводородов. Администрация Обамы инициировала развитие сланцевых месторождений, заявив, что они помогут сократить количество выбросов углекислого газа в атмосферу.

Однако процесс гидравлического разрыва предполагает использование большого количества химикатов, которые представляют опасность заражения грунтовых вод и почвы. В результате, при добыче сланцевого газа, выброс углекислого газа лишь превысит показатели, получаемые при добыче природного газа.

Одно из недавних замечаний касательно экологической безопасности метода пришло из Алжира, 4 в мире стране по объему экспорта природного газа, недавно решившей развивать свой сланцевый сектор. Среди основных опасений арабов числилось «ослабление почвы, вследствие использования методов гидравлических разрывов, что провоцирует землетрясения», заявил в интервью изданию Oman Tribune Чемс Эдин Шитур, директор агентства добычи природных ископаемых Политехнического университета Алжира.

По мнению ученых из Корнелльского университета, жизненный цикл сланцевого газа, грязнее, чем добыча угля. «Мост, ведущий в никуда» — так в июне 2011 года назвали сланцевый метод добычи видные американские исследователи и ученые.

Comments are closed.