Нынешний кризис увеличил общую долю российского государства в экономике до 50%, в то время как в остальном мире данный показатель составляет в среднем 30%. И это притом, что власти страны усиленно продвигают планы приватизации, рассчитывая в одном 2012 году привлечь 19 млрд долларов долларов.
Согласно исследованию Юлии Цепляевой и Юрия Ельцова из банка BNP Paribas, доля российских компаний, находящихся под управлением государства, существенно возросла. В нефтяном секторе — становом хребте экономики — государственное присутствие выросло с 10% в 1998-1999 годах до нынешних 40-45%. В банковском секторе Россия контролирует примерно 49% сферы, в транспорте — около 73%.
Разграничение между финансовыми ресурсами государства и самыми компаниями постепенно исчезает. Государственные компании создают «параллельный бюджет», направленный на воплощение амбициозных проектов, которые редко имеют отношения к основной деятельности компании, цитирует Цепляеву и Ельцова ежедневное издание Ведомости.
Крупнейшая нефтяная компания страны Роснефть, под подсчетам BNP Paribas, ежегодно инвестирует 1 млрд долларов в социальные проекты, в такие, например, как строительства больниц и квартир для врачей. Нефпрофильные вложения банковского гиганта Сбербанк также достигают 1 млрд долларов в год, в то время как второй по величине банк России ВТБ лишь на реконструкцию спортивного стадиона «Динамо» потратил 1,3-1,4 млрд долларов. Российские железные дороги, или РЖД, на Олимпиаду 2014 в Сочи, потратили 2,9 млрд долларов — внушительная сумма, учитывая, что само государство внесло 3,8 млрд долларов.
Такие «параллельные бюджеты» делает финансы государства менее прозрачными и дает возможность для различного рода мошенничества, которое находится вне ведомства Министерства Финансов, объяснила Юлия Цепляева.
Сотрудничество между государственными компаниями и правительством уменьшает стимул к приватизации, так как средства, вырученные от последней, не превысят инвестиции государственных гигантов в правительственные проекты, утверждает Цепляева. Именно поэтому стоит ожидать, что в будущем доля участия государства в экономике лишь вырастет, а не уменьшится, вопреки всем разговорам о приватизации.
«Финансовые рынки чересчур непредсказуемы, чтобы удовлетворить желаниям элиты, ратующей за приватизацию. Новый кризис провоцирует создание планов по «спасению всего на свете» за счет государства и его увеличивающегося в экономике присутствия», заключает Цепляева.
Ранее компания Тройка Диалог подсчитала, что высокий уровень недоверия к России за 4 года стал причиной потери экономикой примерно 80 млрд долларов.
Игорь Шувалов, первый вице-премьер, отменил принятое ранее решение по уходу государства из ВТБ банк, где правительство все еще обладает 75,5% акций. Россельхозбанк, Международный Аэропорт Шереметьево, Аэрофлот, Объединенная Зерновая Компания и Роснефть также останутся в собственности государства, вплоть до 2016 года. Тем не менее, всего за 2 года, с 2013 по 2015 годы, приватизация принесет стране 40 млрд долларов прибыли. Цифра внушительная, но не идет ни в какое сравнение с недавней сделкой по приобретения Роснефтью компании ТНК-BP, которая обошлась государственной нефтяной компании в 60 млрд долларов, отмечает Сергей Гуриев, декан Новой Школы Экономики.