Мировые бренды западного образца впервые за свою историю последних десятилетий столкнулись с жестким отпором экспансии. И впервые эксперты заговорили о том, что покорение мира такими брендами, как McDonalds, Coca-Cola, Pepsi, Nescafé или Gillette не то что остановилось, но и может повернуться вспять.
Причины, которые вызывают такую ситуацию, разные. Здесь и антиглобалисты, наконец-то нащупавшие «нерв» борьбы против своих идеологических противников через бойкот отдельных брендов, и националистические убеждения части граждан в каждой из стран, и диктаторские режимы, и национальные бренды, которые сегодня в силу объективных причину (рабочие места, доходы бюджета) притягивают покупателей несколько больше брендов зарубежных.
Когда-то считалось, что рынок в итоге полностью оккупируют ключевые бренды, оставив разношерстным мелким конкурентом максимум 1 суммарный процент. Но теперь уже ясно, что золотые времена элитных брендов не в завтрашнем дне, а в дне вчерашнем. И такой вывод может пошатнуть акции этих брендов уже очень скоро: похоже, поле для роста отсутствует.