Китайские миллионеры захватывают контроль над французскими виноградниками, внушая тем самым страх французским виноделам, которые воочию видят, как национальное богатство ускользает из их рук. Только лишь в регионе Бургундия, китайские миллионеры уже скупили примерно 20 виноградников и они не собираются останавливаться. Сегодня китайские бизнесмены обратили свое внимание на Бордо.
Увлечение французскими винами среди китайских предпринимателей стоит за гранью предпочтений потребителей. Китайские миллионеры покупают плодородные французские земли, где растет самый лучший виноград. И в то время как представители Союза Виноделов бьют тревогу, власти под руководством президента Франсуа Олланда лишь пожимают плечами, указывая на то, что покупка виноградников легальна, и не противоречит законным нормам.
Китайские предприниматели уже давно подчеркивают свой особый интерес к национальному достоянию Франции, как местные жители называют виноградники. За последние 10-15 лет активность китайских бизнесменов на рынке стала заметно интенсивнее. Жители Поднебесной все с большей готовностью приобретают плодородные винные плантации, зачастую вместе с соседними старинными замками. В августе этого года во Франции разгорелся новый скандал, причиной которого стала покупка замка и виноградника Gevrey-Chambertin в департаменте Кот Д’Ор в Бургундии миллионером из Китая.
Замок, который перешел во владения хозяина 17 казино из Макао, является бывшим аббатством, построенным в 11 веке. Этот памятник истории Франции включен в число охраняемых государством объектов. Рядом с замком расположен виноградник. Когда бывшие владельцы земли, семь потомком семьи Миттеран, объявили о своем решении продать Gevrey-Chambertin, местная ассоциация виноделов начала борьбу за собственность. Французским виноделам удалось собрать 5 миллионов евро, необходимых для покупки старого виноградника, однако уроженец Китая предложил большую цену. В итоге Gevrey-Chambertin был продан за 8 миллионов евро китайцу, который стал полноправным владельцем 2 гектаров прекрасного виноградника.
С момента завершения сделки, отношения между местными жителями Кот Д’Ор и французскими властями переживают не лучшие времена. По словам главы французского Союза виноделов Жан-Мишеля Гийона, сумма, предложенная китайским бизнесменом, слишком велика, даже учитывая великолепие виноградника в Gevrey-Chambertin. По мнению активистов индустрии, если землю можно продать любому мешку с деньгами, который так легко расстается с миллионами евро, скоро все национальное достояние Франции будет полностью распродано.
Беспокойство французов можно объяснить не только страхом потери исконно французского бизнеса, но и возможным ухудшением качества вина. Ведь качество продукции стоит не только на плодородности почвы, но и на производственном процессе и контроле качества продукта. Кто может гарантировать, что участие в проекте китайцев, заработавших состояние на производстве дешевых ширпотребных товаров, не повлияет на качество знаменитых французских вин?
Стоит признать, риск обоснован, потому что покупка французских виноградников китайцами во многом связана и с высоким спросом на этот товар на китайском рынке. В то же время, китайские предприниматели нацелены, в первую очередь, на покупателей со средним достатком, которые пьют вино среднего качества и не сильно обращают внимание на бренд.
И так как китайские инвестиции законны, французское правительство не смеет вмешиваться. Как отметил муниципалитет департамента Кот Д’Ор, местные виноделы только и могут, что кричать про национальное достояние, при этом никакой финансовой поддержки по сохранению архитектурных сокровищ не оказывают.
Помимо китайских бизнесменов, французскими землями интересуются и бизнесмены из других стран, включая и русских, которые уже владеют виноградником Prieure Saint-Jean-de-Bebian. В Бургундии виноградники принадлежат бизнесменам из Соединенных Штатов и Ирландии, японцы же владеют Chateau Lagrange в Бордо. Активно в данном регионе скупают плантации и китайские бизнесмены. Из этого можно предположить, что опасения местных жителей связаны с чем-то другим, нежели просто ростом влияния китайских магнатов.
Корень проблемы лежит гораздо глубже. Французы наблюдают, как со временем, их страна теряет свою промышленную мощь, становясь туристическим центром, который ценится, в первую очередь, за свою историю и архитектуру. Даже французские виноградники — гордость местных жителей и одна из основных областей оставшейся промышленности — становятся предметом захвата со стороны богатых людей со всего мира.