Компания Российские железные дороги (РЖД) высказала желание приобрести 75% акций GEFCO, французской логистической компании. По информации РЖД, эта часть акций европейского логистического оператора может обойтись компании в 945 миллионов евро. Глава российской железнодорожной монополии, Владимир Якунин заявляет, что это «абсолютно коммерческий проект с особым сроком окупаемости».
Все указывает на то, что РЖД планирует сделать французскую компанию собственным логистическим оператором на европейском континенте как часть общей стратегии по развитию Транс-Евразийского транспортного коридора по доставке грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу посредством Транс-Сибирской магистрали.
Штат компании GEFCO составляет более 10’000 человек. Компания вовлечена в транспортировку автокомплектов и готовых автомобилей корпорации PSA. Автомобильный альянс контролирует компанию. Французская компания действует в интересах альянса по эксклюзивному пятилетнему контракту.
Вторым крупнейшим клиентом GEFCO является компания General Motors. Крупнейший в мире производитель автомобилей владеет 7% PSA. В июле, в рамках программы по сокращению расходов, расположенный в США производитель General Motors подписал долгосрочное эксклюзивное соглашение со своим европейским партнером PSA Peugeot Citroen по передаче практически всей своей логистики в Европе и России компании GEFCO. Новое соглашение вступит в силу с 2013 года.
Если РЖД удастся приобрести французского оператора, доставка автозапчастей на заводы иностранных производителей в России будет контролироваться государственной железнодорожной монополией. В России, услугами GEFCO пользуются такие известные марки как Michelin, GM, VW, Gestamp, Valeo, Renault.
Всего, GEFCO владеет 32 дочерними компаниями по всему миру. Компания оказывает логистические услуги в Италии, Испании, Португалии, Швейцарии, Великобритании, Франции, Германии, странах Бенилюкса, Австрии, Болгарии, Чехии, Венгрии, Казахстане, Латвии, Польше, Румынии, России, Словакии, Словении, Турции и Украине. Также у компании есть свои офисы в Северной Африке (Марокко и Тунис), Азии (Китай, Гонконг и Индия) и Южной Америке (Аргентина, Бразилия, Чили).
Основная активность логистического оператора приходится на Западную Европу, именно этот регион приносит компании 75% прибыли. В 2011 году доход компании составил 3,8 миллиарда евро, операционная прибыль достигла 223 миллионов евро.
Корпорация PSA продает одно из своих наиболее выгодных подразделений в рамках стратегии по продаже непрофильных активов. Операционные убытки производственного подразделения компании составляют 200 миллионов евро в месяц. В разгар кризиса 2009 года, убыток Peugeot Citroen составил 1,16 миллиарда евро. В рамках задачи по снижению расходов, PSA планирует сокращение персонала. Компания также продала свою штаб-квартиру в Париже за 245 миллионов евро, и приостановила участие в ряде проектов.
По информации агентства Рейтер помимо РЖД свою заинтересованность в покупке GEFCO выразили AXA Private Equity, PAI, Gores Group, инвестиционный фонд CVC Capital Partners и компания Platinum Equity.
Презентация своего предложения Советом директоров компании РЖД подчеркнула, что покупка «одного из лидирующих европейских логистических операторов позитивно отразится на глобальной конкурентоспособности российской экономики».
РЖД и GEFCO связывает совместный логистический проект. Начиная с этого года, обе компании принимают участие в доставке невоенных грузов НАТО из портов Латвии в Афганистан. Контейнеры с товарами, прибывают из Британии в Ригу, где загружаются в вагоны и следуя по территории Латвии, России, Казахстана и Узбекистана доставляются в Афганистан. Если РЖД установит контроль над GEFCO, российская монополия станет контролировать двух логистических операторов — TransContainer и GEFCO. Их сотрудничество может оказать позитивный эффект на решение компанией РЖД своей глобальной цели по строительству Транс-Евразийского транспортного коридора, который призван соединить Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу. Таким образом, российская компания планирует заполучить часть доли контейнерных морских перевозок, перенаправив их из Китая на Транс-Сибирскую магистраль.
В 2010 году, на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, акционерное общество TransContainer и группа GEFCO подписали меморандум о намерениях создания совместного предприятия по развитию системы мультимодальной транспортировки между Европой и Россией.
11 сентября первый вице-министр России Игорь Шувалов приказал Министерству Экономического развития, Министерству Транспорта и Министерству Финансов выдвинуть свои предложения по строительству контейнерного сегмента Транс-Евразийской железнодорожной магистрали. Этот проект, который призван увеличить объем контейнерных перевозок также известен под названием «Дальний Восток — западная граница России». Проект должен значительно ускорить доставку грузов между Европой и Азией, вплоть до Вены, и возможностью использовать порты Усть-Луги, Гданьска, Роттердама и другие логистические центры Европы.
Предполагается, что скорость контейнеровоза составит 140-160 км в час. Внедрение данного проекта призвано увеличить объем экспорта-импорта контейнерных перевозок до 3 миллионов ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) в год, что составит примерно 5% контейнерных перевозок товаров из Китая и Юго-Восточной Азии в Европу.