С завершением Летних Олимпийских и Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне, все внимание спортивных энтузиастов переключилось на Сочи, южный российский город-курорт, который будет принимать Зимние Игры 2014 года.
Стремясь продолжить эксплуатацию инфраструктуры соревнований и репутации Сочи в качестве самого популярного туристического направления в стране, бизнес собирается использовать построенные к Олимпиаде объекты и после завершения Паралимпийских игр 16 марта 2014 года.
«Даже на уровне планирования, пост-олимпийское будущее главной арены и других мест проведения соревнований, обдумывается», заявил глава олимпийской строительной компании Олимпстрой, на вопрос касательно приема матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. «На Олимпийском стадионе «Фишт» будут проводиться футбольные матчи, включая и матчи Чемпионата мира 2018 года».
История города Сочи как курорта датируется концом 19 века. Лишь после Гражданской войны в России в 1917-21 годах, советское правительство приняло целенаправленную концепцию развития города как курорта. Эта политика постепенно превратила небольшой городов в самый большой санаторий страны.
Прием такого важного и масштабного мероприятия как Зимние Олимпийские игры, однако, потребовал новых капиталовложений в строительства и благоустройства новых и существующих спортивных сооружений, отелей и транспортной инфраструктуры.
Строительные планы
Олимпийские объекты расположены в двух основных местах, использующих уникальную географию прилегающей к Сочи местности. Береговая зона — рядом с Адлером, находящаяся примерно в 30 км к югу от города — является местом размещения Олимпийского парка, состоящего из вышеупомянутого стадиона Фишт и пяти закрытых арен, которые примут соревнования по керлингу, хоккею, танцам на льду, фигурному катанию и конькобежному спорту.
Арена Шайба и керлинг-центр Ледяной куб получили уникальный модульный дизайн, что позволит разобрать их и затем вновь собрать в любом другом регионе Россиию. По мнению руководства Олимпстроя эта идея идеально подходит и под Чемпионат мира по футболу 2018 года.
Горная зона, которая находится в 40 км к северо-востоку от Сочи в районе знаменитой Красной поляны, состоит из пяти различных комплексов, и будет принимать соревнования по лыжным гонкам, санному спорту и бобслею, и таким экстремальным видам спорта как сноубординг. Предварительные соревнования как для Олимпийских, так и Паралимпийских игр будут проведены в феврале и марте, заявляют в Олимпстрое. Сейчас компания занимается строительством вспомогательной инфраструктуры: изменяют территорию под нужды спортсмен, тренеров, официальных лиц, гостей и журналистов.
Московская архитектурная студия SPEECH Чобана и Кузнецова разработала дизайн главного пресс-центра для игр и другие объекты инфраструктуры, такие, например, как комплекс Актер-Галактика, включающий в себя и жилую недвижимость. Эти здания, как рассказал изданию The Moscow News управляющий партнер Сергей Чобан, будут служить не только целям Олимпиады, но пригодятся и краю, после того как олимпийский огонь будет потушен.
«Эти интересные архитектурно и сложные технически здания, мы надеемся, займут достойное место в списке новых зданий города и улучшат облик Сочи», заявил Чобан в интервью.
Все дороги ведут в Сочи
Даже самые грамотные объекты будут бессмысленны без обеспечения соответствующего к ним доступа, и транспорт является одним из ключевых направлений развития инфраструктуры олимпийского Сочи.
С 2010 году, аэропорт Сочи в Адлере может принимать международные суда различного типа, а «Адлерское кольцо» связало Сочи и Адлер с Красной поляной и Олимпийской деревней. Один из самых крупных проектов, завершение строительства которого намечено на 2013 год, является 50-километровая дорога Адлер-Альпика, которая включает в себя не только автостраду, но и железнодорожную магистраль. На участке данной дороги, по планам Олимпстроя, будет сооружен самый длинный кабельный мост в южной России.
Железнодорожный Аэроэкспресс, который начал свою работу в феврале, планирует достигнуть пассажирооборота в 300’000 человек концу года.
Также рассматривается и возможного развития морского транспорта. Сегодня активно развивается идея морского такси, на побережье Черного моря планируется открыть восемь станций этого вида транспорта.
Планы по развитию международного паромного терминала рядом с Олимпийской деревней все еще находятся на этапе обсуждения, но, по мнению городской администрации, он городу не нужен. Руководство порта Имеретинский заявило на своей сайте, что после проведения Олимпийских игр на данном месте планируется постройка речного вокзала.
Все внимание паралимпийцам
Соображения гостеприимства развили в городе, как его назвала сама администрация, третий кластер. Согласно докладу властей, на данный момент в городе осуществляется строительство 36 проектов, 4 из которых — санатории, плюс одного отеля для представителей Международного Олимпийского Комитета и его гостей, который откроется к концу 2012 года.
Ключевым элементом развития гостиничного хозяйства, тем не менее, являются не сами игры, а событие, которое последует за ними — Паралимпийские игры. В стране, которая известна как не очень приветливое место для людей с ограниченными возможностями, Сочи призвано изменить отношение к этим людям к 2013 году.
Одной из важнейших сторон строительства олимпийских объектов являлось соблюдение норм экологии, как касаемо строительных материалов, так и с точки зрения энергоэффективности построенных зданий. Например, внешнее покрытие арены Айберг, построенного для соревнований по фигурному катанию и конькобежному спорту, будет включать специальное стекло, которое по словам представителей Олимпстроя будет пропускать значительное количество естественного света, при этом уменьшая потерю тепла.
Государственная компания планирует получить на 10 олимпийских объектов — стадионов и арен, гостиниц и транспортной инфраструктуры — сертификат экологического стандарта BREEAM, который широко применялся на Летних Олимпийских играх 2012 года в Лондоне.