Российское Министерство Промышленности и Торговли (Минпромторг) разработало новую версию программы «Развитие отечественной авиационной промышленности». Исходя из прогнозов ведомства, планы более чем скромны. К 2025 году, российская доля на мировом рынке гражданской авиации составит лишь 3% по сравнению с ранее указываемыми 10%. Что касается вертолетов, их доля снизится до уровня в 14% с ранее предполагавшихся 27%. Вечно перспективный Сухой Superjet 100 станет главным получателем государственных инвестиций.
«Поддержка большого числа конкурирующих программ не возможно ни в рамках Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК), ни в рамках государственных программ поддержки стратегических проектов». Это приведет к размыванию инвестиционных потоков, с одной стороны, и увеличению их объемов, с другой. Как результат… финансовые ресурсы будет распределены недолжным образом среди проектов, внедренных в одни и те же сегменты рынка (Superjet и Ан-148 в региональном сегменте; Ту-204/214, SSJ NG и МС-21 — в сегменте среднемагистральных самолетов)», можно прочитать в документе, опубликованном на веб-сайте министерства.
Наконец, Минпромторг называет приоритетный проект российской аэрокосмической индустрии — Сухой Суперджет. «Завершение проекта, обеспечение нужного уровня продаж и сервисного обслуживания самолета SSJ-100» также было названо приоритетом. Другие «не стратегические» проекты, по мнению чиновников, не актуальны.
Министерство объясняет свою логику: «Неудача проекта SSJ может, по крайней мере, снизить спрос на следующий перспективный проект МС-21». ОАК обладает контрактами на поставку всего 230 самолетов Superjet-100, заявляют в министерстве. Устойчивость этих контрактов вызывает серьезные опасения. Тем не менее, без этого не будет продаваться будущий МС-21, заявляют в министерстве. Видимо, по их мнению, мы должны продолжать обманывать сами себя.
Перспективы проекта SSJ остаются туманными для большинства экспертов области, помимо «группы энтузиастов», участвующих в проекте. Они продолжают доказывать преимущества самолета. При этом, они постоянно отказываются в предоставлении регулярных отчетов о технических проблемах, случающихся во время полета лайнера.
Интерес создателей проекта можно понять, прислушавшись к мнению крайне узкой прослойки людей, которые продвигают проект в течение долгих лет. Стоит признать, что авторы стратегии «реальность против слухов» могут весьма успешно бороться против «черных мифов», которые окружают самолет. Например, ранее говорилось, что самолет на 80% состоит из импортных запчастей. По данным за первый квартал 2012 года эта цифра составляет 61,53%. Она значительно меняется от отчета к отчету.
В целом, эти вопросы не так уже и важны, так как разница между 61% и 80% не так уж и велика. Главное другое: этот русский самолет практически полностью собран из иностранных комплектующих. Некоторое время назад, данный факт объяснялся следующим образом: для сертифицирования и вывода SSJ на международный рынок будет легче и удобнее применять именно импортные детали. Но есть проблема. Сухой Superjet-100 не продается зарубеж. Единственный лайнер, который был продан армянской авиакомпании Armavia, уже был возвращен обратно в России. Сегодня его забирает Аэрофлот, возможно даже под давлением государства. А если так, следует ли продолжать кормить иностранных поставщиков?