На самом деле, даже американская корпорация Боинг собирает свои самолеты из комплектующих, производимых по всему Западу, и даже в России. Однако, в основном, корпорация сама является владельцем большинства поставщиков. Американская корпорация обладает большой долей в уникальном и неповторимом (без иронии) российском поставщике титана — Boeing Manufacturing. Таким образом, международная разрозненность поставщика Боинг является не более чем отражением силы корпорации.
Контролирует ли компания Сухой зарубежных поставщиков так, как это делает Боинг? Нет. Поэтому получается, что «международный имидж» Сухого является не более чем красивой оберткой. Если говорить о контроле… Боинг участвует в развитии ближнемагистрального самолета Сухой Superjet 100 в качестве консультанта с 2001 года. Участвует активно, судя по результатам.
Минпромторг указывает в стратегии, что рынок, на который нацелен ближнемагистральный проект, крайне конкурентен с точки зрения производства. Вскоре должны появиться китайский проект Комак (самолет ARJ21 — 2012 год) и японский Mitsubishi (Mitsubishi Regional Jet — 2014 год). В то же время, сильными конкурентами остаются бразильские и канадские производители: компания Embraer и Bombarbier, соответственно.
Несмотря на вышеуказанное, в проекте не указаны планы по развитию российского широкофюзеляжного самолета. Он появится лишь к 2025 году. Читая доклад министерства, появляется ощущение, что для России это станет новым миром, который откроется для нее лишь через 10 лет. Так, как будто Россия не создавала подобных самолетов ранее.
Минпромторг продолжает настаивать на том, что ОАК не обладает достаточными средствами для инвестирования в развитие новых проектов. С этой точки зрения, было бы интересно услышать квалифицированное мнение учреждения о причинах финансовых неудач. Не связано ли это с огромным долгом компании Сухой, который является следствием фактического отсутствия продаж самолета Сухой Superjet 100?
По данным министерства, к 2025 году, российская гражданская авиация будет занимать на мировом рынке лишь 3,1% продаж. Сегодня, российская доля едва дотягивает до 1% (200 миллионов долларов в год). Согласно прогнозам, мировой рынок авиации до 2025 года вырастет в 2,3 раза — до 366 миллиардов долларов. Примерно 80% этой суммы придется на гражданскую авиацию — 292,8 миллиарда долларов. Так, к 2025 году, Россия должна будет продавать гражданских самолетов, по крайней мере, на 9 миллиардов долларов, что в 45 раз больше, чем страна зарабатывает сегодня.
«Общее финансирования программы составляет 2 триллиона 107 миллиардов рублей, из которых государственный бюджет предоставляет 1 триллион 473 миллиарда, и внебюджетное финансирование приносит 634 миллиарда рублей». Что касается военного сегмента мирового рынка, Россия планирует занимать 8,2% рынка, что по прогнозам составит сумму около 6 миллиардов долларов. Что касается гражданских вертолетов, Россия к 2025 году должна получить 13,9% долю рынка (2,4 миллиарда долларов США) против 6% в 2010 году. 15% боевых вертолетов, продаваемых в мире должны быть российскими (3,8 миллиарда долларов). Прогнозы по рынку двигателей более скромны: 1,8% в гражданском и 8,3% в военном сегменте мирового рынка.