Самый популярный российский поисковик, Яндекс, является великолепным примером того, на что способен русский предприниматель, если лишить его «забот» законодательства и бюрократии.
Находясь вне «жирного» сектора добычи и продажи сырьевых товаров, который тщательно регулируется государством, компания выросла из небольшой экспериментальной лаборатории, основанной в 1990-ых в Москве, в одну из крупнейших российских компаний.
Компания превзошла ожидания аналитиков, когда объявила во вторник о 64% росте чистой прибыли во втором квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль, включая выплату дивидендов по акциям, составила 2,1 миллиарда рублей (примерно 65,24 млн долларов). Добиться этого удалось при помощи высокого дохода от онлайн рекламы, объявила компания на пресс-конференции, которую она провела в современном офисном центре в Москве.
Наравне с укрепившимся финансовым положением, компания заявила о запуске целого ряда новых проектов, включая музыкальный сервис, приложение облачного хранения документов, и свой выход в число наиболее популярных турецких поисковиков.
Однако помимо внушительных цифр и оптимистичных планов, в аналитической среде сквозит страх, что независимость от вмешательства государства, которой компания наслаждается вот уже как 15 лет, скоро закончится.
Символично, но всего через несколько часов, после того как Яндекс объявил о своих финансовых результатах, президент Владимир Путин подписал закон, который дает властям право вносить интернет сайты в черный список без приговора суда.
Официально представленный как средство борьбы с распространением порнографии, пропаганды наркотиков и экстремизма, закон был жестко раскритикован зарождающимся оппозиционным движением, представители которого заявили, что они прослеживают намерение власти взять под контроль одно из самых распространенных и перспективных средств общения.
Угрозы нет
Генеральный директор Яндекса Аркадий Волож убедил журналистов, что закон никак не угрожает деятельности компании, однако, любая другая попытка изменить существующее законодательства в данной сфере, может повлиять на политику компании.
«Если власть будет придерживаться буквы закона, он никак не повлияет на нас», заявил Волож. «Однако всегда существует шанс, что не в меру ретивые сотрудники органов правопорядка будут интерпретировать его положения по-своему. Мы будем этому противодействовать».
Интернет стал для власти необычайно сложным сектором взаимодействия с обществом, несмотря на декларируемые усилия по модернизации экономики и создания ее инновационной составляющей. Интернет стал рассадником оппозиционного движения.
До сих пор, власть не сильно стремилась влиять и ограничивать сферу интернета, позволив ему стать одной из немногих платформ, где свобода слова стала не просто номинальным, но реальным правом гражданина. Но по мере того. Как все больше россиян получают доступ к сети — при этом русские являются одними из самых активных в мире пользователей социальных сетей — власть начала чувствовать, что ситуация постепенно выходит из-под их контроля.
Вслед за принятием закона о черных списках в интернете, последовала целая череда новых инициатив по ограничению прав протестующих и НКО, что вызвало возмущение не только местных, но и международных правозащитников.
Сохраняя нейтралитет
Во время прошедших парламентских и президентских выборов, и сопровождавших их беспорядков, Яндекс сохранял нейтралитет (в отличие, например, от российского Google, который на запрос «партия жуликов и воров», выдавал сайт «Единой России»).
Александр Венгранович, аналитик из инвестиционного банка Открытие, говорит, что закон скорее грозит группе Mail.ru, компании, которая владеет долями в некоторых социальных сетях.
«Мне кажется, что большие риски испытают именно социальные сети, которым зачастую крайне сложно контролировать пользователей и то, что они публикуют на своих страницах», заявил Венгранович. «Яндекс всего лишь предоставляет услуги поиска, и не несет никакой ответственности за содержание интернет страниц».
Но являясь крупнейшим игроком в российском интернет сообществе, компания не может игнорировать растущие угрозы цензуры, которую Википедия описала как «великую китайскую стену России».
После принятия закона, поисковая система зачеркнула слово «все» из своего логотипа «найдется все», вывешенного на главной странице сайта, в качестве протеста против закона, «нарушающего баланс общественных интересов».