Бюджетные авиалинии нацелились на российский рынок

Бюджетные авиалинии борются за российское небо, а значит, потребителям остается лишь подождать в сторонке и воспользоваться преимуществом возросшей конкуренции.

Туристы, вылетающие из Москвы куда бы то ни было, знают о том, что обычно, полет обходится не дешево. Спрос на недорогие билеты, однако, может вскоре вызвать системные изменения на российском рынке.

Авиакомпания EasyJet, британский лоукост оператор, объявил в октябре о своих планах осуществления прямых рейсов между лондонским аэропортом Гатвик и московским Домодедово. С весны 2013 года компания будет осуществлять между двумя столицами по 14 рейсов в неделю, полет туда обратно обойдется пассажиру примерно в 125 фунтов (6’300 рублей).

Экспансия EasyJet последовала за победой компании над другим конкурентом Virgin Airlines, засвидетельствованной Британской Службой Гражданской Авиации, за право совершать полеты в Россию. Двустороннее соглашение между странами ограничивает количество воздушных судов, используемых на маршруте, до всего двух британских и двух русских самолетов. Ранее, доля Великобритании была занята компаниями British Airways и British Midland International (BMI), но рынок был перераспределен после того как материнская компания British Airways — IAG — приобрело BMI в апреле этого года.

«В первый год работы мы планируем перевести более 230’000 пассажиров». Когда easyJet входит на новый рынок, мы открываем его — добавляем конкуренции и низкой стоимости билетов, что позволяет большему количеству человек летать по данному маршруту», говорит пресс-секретарь easyJet, Селин Перез.

С российской стороны полеты в Лондон осуществляют компании Аэрофлот и Трансаэро.

Враждебная территория

Несмотря на то, что экспансия easyJet означает победу бюджетных авиалиний в России, страна остается достаточно негостеприимным рынком для западных лоукост воздушных операторов. Воздушный кодекс России запрещает иностранным операторам работать внутри страны, поэтому с прошлого года, после банкротства местных бюджетных авиакомпаний Авианова и Sky Express, местный воздушный лоукост трафик уменьшился до нуля.

Российское правительство также заявляет о своем неприятии западных компаний: в августе вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил журналистам, что «нашей основной задачей является выдавливание иностранной авиации с местного рынка».

Указывая на высокую цены перелетов внутри страны, Федеральная Антимонопольная Служба заявила в середине октября, что рассматривается решение о разрешении иностранным компаниям осуществлять свою деятельность внутри страны: недвусмысленный намек российским авиакомпаниям-монополистам.

Десять дней спустя, генеральный директор Аэрофлота, Виталий Савельев встретился с президентом Путиным для обсуждения развития российских бюджетных авиалиний. «Покупаемые нами самолеты не дешевы, поэтому Аэрофлот не может себе позволить дешевых перевозок», заявил Савельев, судя по стенограмме встречи в Кремле. «Сегодня будет очень тяжело, следуя вашим указаниям, запустить национальную бюджетную авиалинию», заявил Савельев.

Дешевофлот?

Ослабляющая железная хватка, которой Аэрофлот держит местный рынок, однако, имеет несколько «но». Савельев заявил, что Воздушный кодекс России и законы федеральной авиации должны быть изменены для того, чтобы авиалинии могли начать продажу безвозвратных билетов, а также взимать оплату за багаж и питание на борту.

«Бюджетная авиалиния также должна иметь собственный аэропорт. Вокруг Москвы есть несколько аэропортов, которые могут стать хабом для лоукост компании», отметил Савельев.

Савельев не уточнил аэропорты, о которых он упоминал, однако, небольшие региональные аэродромы — такие как Мячково, небольшой аэропортв 31 км к юго-востоку от столицы, или Раменское, центр испытаний самолетов и грузовой аэропорт в 40 км от Москвы — могут быть использованы в данных целях.

Обратная сторона недорогих полетов

Использование тяжело доступного регионального аэропорта для бюджетных авиалиний Аэрофлота, и унифицированность лоукост компаний, могут негативно сказаться на мнении клиентов. Европейские бюджетные авиалинии широко известны использование второстепенных аэропортов, которые находятся в часах езды от городов назначения. Парижский аэропорт Vatry Disney, например, расположен в 147 км от центра Парижа, а Западный аэропорт Мюнхена на самом деле находится в 110 км от города.

Экстремальный спартанский дух бюджетных авиалиний также может отвернуть от себя многих потенциальных пассажиров. «Я готов доплатить за аэропорт, который не расположен в сотнях километров от города», говорит Алексей Ковалев, часто летающий из Москвы в Лондон и обратно. «Я несколько раз пользовался услугами авиакомпаний easyJet и Ryanair, но я бы скорее избегал такого выбора. Старые самолеты, неприветливый персонал, аэропорты расположенные не пойми где, дополнительная плата за все на свете — список можно продолжать бесконечно».

Обладая ограниченным бюджетом, лоукост полеты приемлемы финансово, но за это приходится расплачиваться удобством. Русская компания, или иностранная, бюджетная или обычная, все они борются за внимание потребителей — цель, которую не всегда можно достичь лишь с помощью дешевых билетов.

Comments are closed.