Дорама Ру

SuperJet входит в зону турбулентности

Будущее флагмана российского гражданского авиапрома, Сухой SuperJet 100, на которого власть возложила огромные надежды, находится под угрозой. Счетная палата заявила на прошлой неделе, что проект ощущает серьезную нехватку средств, которые выделяются ему по государственным программам.

Кроме того, коммерческие кредиты также не могут восполнить необходимую производителю нехватку средств. У концерна Гражданские самолеты Сухого, слишком внушительный портфель долгов.

Заявленный как первый гражданский самолет, разработанный в современной России, SSJ-100 на более чем 60% состоит из зарубежных компонентов. Стоит отметить, что практически единственный местный поставщик — производитель двигателей SaM146 — компания Сатурн, находится в крайне затруднительном финансовом положении.

«Анализ финансового положения компании Сатурн показывает… что компания не имеет возможности платить по счетам», заявил представитель Счетной палаты. «Эта ситуация самым негативным образом влияет на возможность серийного производства двигателей SaM146».

Общий долг компании на сегодня составляет около 8,4 млрд рублей (или 261 млн. долларов), из которых государство способно покрыть лишь 3,4 млрд. рублей.

Слишком дорогой проект

В период с 2003 по 2010 годы, федеральное правительство потратило на проект SSJ-100 в общей сложности сумму в 16,9 млрд. рублей (518 млн. долларов). Посредством внебюджетного финансирования, Сухому удалось привлечь еще 27,1 млрд. рублей (842 млн. долларов).

1,3 млрд долларов, уже потраченных на проект, делают SSJ-100 одним из самых дорогих самолетов в мире. На создание канадского самолета похожего класса Bombardier и бразильского Embraer было выделено примерно 600 млн. долларов, при этом весь проект Туполева Ту-334 с 1992 года обошелся в 100 млн. долларов.

В 2011 году, Сухой получил сертификат воздушной безопасности, что автоматически лишало компанию государственной поддержки, так как считалось, что отныне компания начнет приносить доход. Но лишенной этого источника дохода, компании необходимо дополнительное финансирование в сумме от 15 до 20 млрд. рублей (от 466 млн. до 621 млн. долларов), заявили в Министерства торговли и промышленности.

«Финансовое положение компании Сухой усложняет привлечение кредитов с внешнего рынка», говорится в отчете Счетной палаты.

Выжить, во что бы то ни стало

Однако Олег Пантелеев, аналитик информационного агентства АвиаПорт, не считает, что проект прекратят вследствие нехватки финансирования.

«Проект можно профинансировать посредством других государственных программ, в особенности по программе создания послепродажных сервисов», говорит Пантелеев.

С точки зрения продаж, проект весьма успешен: Сухой подписал целый ряд контрактов по поставке SSJ-100. Всего будут продано 170 самолетов: по 30 самолетов заказали российский Аэрофлот, американская компания Pearl Aircraft, индонезийская Kartika. Российская компания UTair и мексиканская Interjet согласились купить 24 и 15 авиалайнеров соответственно, при этом еще 100 самолетов выставлены на опцион.

Аэрофлот, первый и самый крупный покупатель продукции Сухого, уже обладает девятью SSJ-100. К концу этого года Сухой планирует произвести 23 лайнера, и 21 самолет в 2013 году.

Государственное финансирование — слабая точка

Анатолий Ходоровский, заместитель генерального директора Региональной инвестиционной компании, отметил в своем отчете, основанном на информации Счетной палаты, что Сухой проигрывает конкуренцию, прежде всего, вследствие государственного финансирования.

«Никто не сомневается в том, что использование лайнеров SSJ Аэрофлотом будет спонсироваться государством», заявил эксперт. « Сложно подсчитать во сколько обойдутся бюджету данные субсидии».

Данные Счетной палаты не стали сюрпризом для аналитиков. Самолет SSJ-100 был создан с задержкой в три года, во многом вследствие того, что запланированная ранее государственная помощь федерального бюджета была заменена коммерческим кредитом, согласование о выдаче которого проходило крайне долго.

«Это более дорогие деньги, что повлияло на общую стоимость проекта и период его окупаемости», говорит Пантелеев из АвиаПорта.

На недавнем авиационном шоу в британском Фарнборо, Сухому не удалось заключить никаких контрактов, лишь опцион мексиканской компании Interjet был переведен в контракт. На данный момент, компания планирует заключить три дополнительных контракта с азиатскими компаниями, и довести свой портфолио до численности в 210 самолетов.

Несмотря на то, что в корпорации утверждают, что авиалайнер обладает относительно низкой стоимостью обслуживания и серьезно экономит топливо, за последние месяцы с SSJ-100 был связан ряд трагических инцидентов, включая и крушение лайнера во время демонстрационного полета в Индонезии на 9 мая. Тогда, в результате катастрофы погибло 45 человек. Расследование указывает, что виной катастрофы стал человеческий фактор.

Comments are closed.